Как вырастить умного ребенка
Иногда кажется, что ребенок носится как угорелый и не может остановиться даже на секунду, не говоря уже о большем. Но в детях заложено стремление учиться. И вот шесть на удивление эффективных способов передать ребенку знания и опыт — по одному несложному уроку за раз.
Море разговоров
В возрасте от 18 месяцев до двух лет большинство детей запоминают по новому слову где-то за неделю и может произнести от 50 до 100 слов к двум годам. Наверняка известно, что чем больше вы разговариваете с малышом, тем больше слов он запомнит.
Специалисты советуют пересказывать ваш день: проговаривать для малыша каждое действие, когда вы что-то делаете. Это замечательный способ предлагать ребенку множество разнообразных слов в течение целого дня.
Пришло время и для чтения! Проявите немного актерских способностей и повеселитесь, читая детские книжки на разные голоса. Непременно убедитесь, что ребенок слышит непрерывный поток речи — только не из телевизора. Дети не успевают расшифровать слишком быструю речь из телепередач и не могут ее запомнить без взаимодействия, которое телевизор не обеспечит. Ребенку не просто нужно слышать, как люди разговаривают; ему нужно именно человеческое общение, чтобы через этот опыт научиться говорить.
Не забывая о постоянном говорении и используя при этом разнообразную лексику, вы лучше подготовите ребенка к обучению чтению и письму в будущем.
Азбука эмоций
Развивать эмоциональную понятливость важно для мыслительного и социального развития вашего ребенка, утверждают специалисты по детской психологии. Научите ребенка считывать эмоции — это полезный жизненный навык, который пригождается всем ежедневно. Скажем, ваш ребенок играет в песочнице с другим, и тот, споткнувшись, толкает его. Помогите ребенку понять, что это нечаянно — чтобы он не затаил обиду и не думал, что это нарочно.
Простое «Ничего, это он нечаянно», например, подойдет к этой ситуации и поможет ребенку определить и понять, что случилось. Реакция ребенка очень важна: дети, думающие, что такое делается намеренно, обычно плохо справляются с учебной, общественной и мыслительной деятельностью. То же самое справедливо и для положительных эмоций. Например, ваш ребенок делится игрушками с другим — воспользуйтесь моментом, чтобы обратить внимание на последствия этого простого поступка. Можно сказать: «Видишь, ты поделился — и какой он теперь счастливый!» Помогая ребенку присоединить чувство к действию, вы выстраиваете эмоциональную понятливость, которая пригодится ему на всю жизнь.
Играйте с умом
Существует отдельная разновидность игр, которые дают возможность сосредоточиться на контроле импульсов и самоконтроле. Специалисты предлагают две игры, которые вы можете попробовать с ребенком, чтобы он научился контролировать свои импульсы и мог в этом потренироваться. Первая игра строится на противоположностях. Возьмите набор простых картинок и показывайте ребенку одну за другой. Допустим, на первой картинке — солнце. Когда вы ее покажете, ребенок должен сказать «день» вместо «ночь» (или «луна» вместо «солнце»).
Еще не готовы к игре со словами? Попробуйте тогда ритм: например, вы бьете по барабану один раз, а ребенок — два, и наоборот. В обеих играх главное — заставить ребенка приостановиться и задуматься на минутку, чтобы переделать ответ, который первым приходит в голову. Эти игры подходят для детей 3-4 лет, и конечно, можно придумывать собственные варианты. Самоконтроль связан с расположенностью к математике и будет ключом для формирования исполнительной функции — способности мозга планировать, ставить задачи и концентрироваться на них. Исполнительная функция в высокой степени отвечает за успех в учебной деятельности.
Простор для творчества
Хотите, чтобы детская комната была лучшей из возможных? Не надо просматривать без конца журналы с домашними интерьерами. Вот что советуют специалисты по детскому развитию.
Чтобы развить природные творческие способности ребенка, создайте обстановку, которая благотворно воздействует на воображение. Это не значит покупать самые новые и самые лучшие игрушки — на самом деле, пустой коробки и пары мелков бывает более чем достаточно. Зато это значит выделить для ребенка место, где он мог бы пробовать новое.
Можно обустроить даже несколько уголков, чтобы создать для ребенка выбор. Например, здесь он может позаниматься музыкой, здесь — карандаши и краски, здесь — конструктор; словом, всё, что вдохновляет на творчество.
Оцените старания
Исследования показали, что дети работают усерднее и показывают лучшие результаты в школе, когда родители хвалят их за усилия — а не умственные способности. Так что, если вы на самом деле хотите сказать «Зайчик мой, какой же ты умный!», вы должны сказать «Надо же, как ты здорово поработал!» Сосредоточиться следует на том, что ребенок делал в процессе работы, а не на результате — это помогает ребенку связать его старания с успехом.
Это важно, потому что, становясь старше, дети приобретают «развитый склад ума», то есть убеждение, что они могут добиться большего, если постараются, вместо «заданного склада ума» — веры в то, что все их возможности предопределены врожденными способностями и уровнем интеллекта. Более 30 лет исследований показали, что дети, которые выросли в семьях с «развитым» складом ума, неизменно превосходят их ровесников с»заданным» типом мышления в учебных достижениях. Первые обыкновенно демонстрируют спокойное отношение к неудачам, не сокрушаются над ошибками. Они просто принимают к сведению те проблемы, которые надо исправить, и возвращаются к работе.
Покажите пальцем
Примерно с 9 месяцев дети начинают следить за вашим пальцем, чтобы выяснить, на что же вы показываете. Согласно информации, полученной в ходе исследований, дети учатся говорить быстрее, если вы показываете на предмет — например, машинку — когда называете слово. А позднее ваш ребенок будет обожать эту игру. Такой вид взаимодействия с ребенком называется «совместное внимание». Это значит, что ребенок способен говорить с вами о чем-то (или о ком-то), кроме вас двоих. Когда у ребенка появляется эта способность, общение становится куда более разнообразным и увлекательным.
Вы можете сходить в зоопарк и вместе посмотреть на зверей, например, на полярного медведя. «Покажите, расскажите и опишите» — эта формула непременно обеспечит ребенку социальное, умственное и речевое развитие.