Малыши

Дети

Восхитительно наблюдать за ростом и развитием Вашего ребёнка! Пора сказать пока всем этим подгузникам и детским кроваткам. Пришло время становиться взрослее! Конечно, будет много слёз и истерик, но будет также много смеха и улыбок. Здесь Вы найдёте много информационных статей, полезных советов по воспитанию ребёнка и многое другое.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Как же ребенок начинает общаться с другими людьми, учится заводить друзей? Все начинается с вас. Родители становятся для ребенка первыми друзьями, когда смеются над его шалостями и отвечают на детский лепет. С вашей помощью и подстраховкой он учится взаимодействовать с другими людьми, узнает, как здорово, когда они улыбаются в ответ, строят рожицы и вообще играют с ним. В течение следующих двух лет, основываясь на этом опыте, он научится играть, разговаривать, дружить с другими детьми и очаровывать родственников. Учиться искусству общения можно всю жизнь, и сейчас ваш малыш впервые столкнулся с этой нелегкой задачей.


От 12 до 18 месяцев

В течение первого года ребенок был в основном занят развитием физических навыков: как хватать и поднимать предметы, как ходить. Он радовался редким случаям поиграть с кем-то, кроме вас - бабушкой или дедушкой, но вы для него неизменно оставались самым дорогим и близким человеком.

Теперь, когда он подрос, это совсем другое дело. Ему все больше интересен окружающий мир, хотя он по-прежнему воспринимает только то, что касается непосредственно его. Когда ребенок учится говорить и общаться, он открывает для себя других людей и то, как это увлекательно - вызывать у них эмоциональный отклик. Детям приятно, когда они нравятся окружающим. Впрочем, на этот период приходится также и повышенный страх разлуки у ребенка, поэтому ваш малыш может иногда, робея, не отходить от вас и на шаг. Волноваться не надо, это обычно проходит вскоре после 18 месяцев.

Теперь настало время, когда ребенок по-настоящему включится в общество других детей, как своего возраста, так и старше. Хотя вы можете заметить, что он и с друзьями заняты в основном "параллельной игрой" — т.е. они сидят бок о бок, но играют отдельно. Малыши постарше (примерно в 18 месяцев) начинают больше взаимодействовать со своими приятелями, зато яростно защищают свои игрушки при этом.

У детей в этом возрасте бывает период, когда они кусаются, как маленькие волчата, и это связано с двумя причинами. Во-первых, ребенок осознает, зачем ему нужны зубы; во-вторых, у него еще не всегда получается объяснить, чего он хочет. Кусаться (и иначе проявлять агрессию, например, тянуть за волосы или лягаться ногами) он перестает по мере того, как учится выражать свои чувства через слова.


От 19 до 25 месяцев

Примерно когда ребенку исполнится 2 года, он станет активно контактировать с другими детьми. Но навык общения, как и любой другой, развивается методом проб и ошибок. Например, сейчас ребенок еще не в состоянии поделиться своими вещами. Детское сознание не охватывает ничего, кроме здесь и сейчас, поэтому идея играть по очереди — когда приходится ждать, чтобы забрать игрушку после того, как наиграется другой ребенок — кажется ему совершенно бессмысленной.

Ребенок почти двух лет еще может стесняться взрослых. Хотя некоторые довольно общительны и рассказывают всем, кто только хочет послушать, про их новенькие игрушки, большинство детей в этом возрасте боятся незнакомых людей. Их можно понять: взрослые намного выше, громче и самоувереннее, чем ваш малыш и его сверстники. Например, если пригласить домой гостей, ребенок может спрятаться за мамину юбку и ни словечка им не сказать, или даже заплакать и выбежать из комнаты. Если он не хочет общаться, это вовсе не значит, что он хулиганит назло вам и вашим гостям. Развивать социальные навыки медленно, потихоньку - его законное право. Ребенку обязательно надо привыкнуть к старшим и чувствовать себя спокойно в их обществе - это важная ступень его развития; но торопиться здесь ни к чему. По поведению ребенка вы поймете, когда он будет рад посидеть на коленях у своей тетушки или пообщаться с вашими лучшими друзьями.


От 26 до 30 месяцев

Дети, как правило, становятся крайне эгоистичными в возрасте между двумя и тремя годами. У них пока нет эмоциональной зрелости, поэтому они не в состоянии поставить себя на место других людей, и по умолчанию считают, что каждый чувствует себя так же, как они. Но, приобретая опыт общения среди других детей, ваш ребенок начнет понимать, что такое делиться и играть по очереди. Ему не обязательно все время быть щедрым: он может пропустить друзей вперед на горке, например, или отдать последнее печенье. Он это делает пока что только на пробу, и с легкостью начнет жадничать в следующую минуту.

В этом возрасте ребенок также может выделить одного или двух друзей, которыми он особенно дорожит. Когда вы видите их вместе, эта привязанность может быть не слишком заметна — он может даже плакать и кричать чуть ли не все время — но зато ваш малыш наверняка будет вспоминать друзей дома, вслух желать им спокойной ночи и с восторгом покажет их на фотографии. Так он показывает, что эти дети произвели на него впечатление. Они его лучшие приятели — по крайней мере настолько, насколько это возможно в их возрасте.

Учить двухгодовалого ребенка манерам кажется невыполнимой задачей, но, на самом деле, он как раз начинает понимать важность социальных тонкостей. Он откажется сказать "Здравствуйте" соседям, когда его с ними знакомят, или забудет про "спасибо", когда его дядя дарит ему игрушку на день рождения. Но точно так же он может прибежать обратно через пару минут и сказать им "привет", или крепко-крепко обнять дядюшку. С его поведением все в полном порядке — правила поведения в приличном обществе ему предстоит постигать постепенно еще в течение ближайших нескольких лет. И если вы будете относится к нему с уважением, то и ребенок научится уважительно общаться с другими.


От 31 до 36 месяцев

Когда-нибудь замечали, что ваш малыш изображает увлеченную беседу с другом, которого вы не видите? Не волнуйтесь, иметь воображаемых друзей нормально в таком возрасте; так он делает первые шаги, чтобы подружиться потом с настоящими. Он пробует выстроить отношения сильной привязанности с кем-то еще, кроме вас - это вам следует только поощрять.

В этом возрасте ребенок также шлифует свои отношения с реальными друзьями, как и с воображаемыми. Он куда лучше ладит с окружающими, особенно с вами. Он почувствует, если вы расстроены, например, и заметит вслух, что "маме грустно", но это ему пока дается с трудом. Может, он засмеется, когда увидит, что его друг споткнулся и упал, или не захочет утешать сестричку, когда она плачет. Это потому, что у него еще не полностью развиты познавательные навыки, необходимые, чтобы поставить себя на место другого человека, испытать сочувствие. Ваша задача - показывать ему пример доброго и чуткого поведения. Вы его лучший учитель.

Некоторые уроки хороших манер могли не удаться; но если вы постоянно следили за тем, чтобы подавать ребенку правильный пример, он сможет подражать ему теперь, начиная осознавать, как важно быть добрым к другим. И все же это непредсказуемый процесс, поскольку его сознание остается изменчивым, развивающимся.


Что дальше?

Примерно в три года, когда ребенок переходит в дошкольный возраст, он преодолеет еще один порог, став более уверенным, независимым и разумным (в основном). Дошкольники, по-прежнему нуждаясь в ваших подсказках, любви и внимании, способны лучше объяснять свои потребности и желания, не прибегая к истерикам. Любопытство вашего ребенка тоже возрастет, ему будет интересно, как работает все на свете — от тостера до его любимого кролика.

Дети от природы любят окружающих и тянутся к ним, особенно к другим детям. Пока ваш ребенок растет, он узнает больше о том, как реагировать в различных социальных ситуациях, и удовольствие, получаемое от общения в компании, будет расти. Дети этого возраста получают колоссальный объем информации, наблюдая за другими людьми и взаимодействуя с ними. Когда ребенок поймет, как сопереживать другим, и какое это удовольствие - иметь товарищей по играм, у него появятся настоящие, более прочные дружеские отношения.


Когда начинать беспокоиться?

Если поведение ребенка (от 1 до 3 лет) вам представляется чрезмерно агрессивным, если он неспособен провести время с другими детьми, не укусив, не ударив или толкнув кого-то, вы можете обсудить это с педиатром. Такую реакцию часто вызывает страх или неуверенность - например, когда не хватает одного из родителей или семье предстоит переезд. Любой ребенок может вести себя недружелюбно с окружающими, особенно если подерется из-за игрушек или чрезмерно устанет; но быть агрессивными все время для детей нехарактерно.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить